Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Будем рады если Вы поделитесь информацией с сайта в Вашей социальной сети!

Друзья!

Просим вас поддержать наш проект!

Средства, оставшиеся после его реализации, поступят на восстановление храма Святой Троицы.

Благодарим вас!

 

Православный календарь

Романъ въ стихахъ Александра Сергѣевича Пушкина "Евгеній Онѣгинъ"

Романъ въ стихахъ Александра Сергѣевича Пушкина "Евгеній Онѣгинъ"Романъ въ стихахъ Александра Сергѣевича Пушкина "Евгеній Онѣгинъ"

Милости просим посетить наши группы в соцсетях!

       
                 
       
                 
             
Лавров О.А. Литература и традиция

Статья опубликована в Литературной России № 2019 / 26, 12.07.2019 в несколько изменённом и сокращённом варианте.

 

ЛИТЕРАТУРА И ТРАДИЦИЯ

 

Откликнуться на статью А. Андрюшкина («Наука и церковь – одинаково обременены проблемами?», № 22 «ЛитРоссии», 2019 г.) меня, как представителя группы православных активистов, побудило то, что мы в нашей работе делаем упор, в том числе, и на книжном служении. Поэтому темы, поднимаемые «Литературной Россией», нам очень близки.

Наша главная цель – восстановление уникального храма на Новгородчине, но путь к достижению этой цели мы избрали необычный (некоторые говорят – утопический): сбор финансовых средств через печать и продажу книг в дореволюционной орфографии. Уже первый год этого проекта принёс некоторые результаты; они могли бы быть ещё большими, если бы люди больше верили в книгу.

Автор этих строк, Лавров Олег Александрович, православный верующий 47 лет отроду, когда-то получил специальность инженера-транспортника (затем ещё две: в области государственного и муниципального управления, а также богословия), однако вот уже около десятилетия основной моей работой является восстановление храмов и – говоря шире – церковной жизни в том регионе России, откуда происходят мои предки, а именно, в Новгородской области.

В этой статье высказываю собственное мнение, хотя, разумеется, действую не один. Движение за традиционную орфографию насчитывает сотни, а, может быть, и тысячи активных участников; инициативная группа по восстановлению церкви Святой Троицы в Окуловском районе Новгородской области невелика, но всё-таки и в ней есть человек десять (вместе с членами семей – несколько десятков).

И вот какие мысли возникают у меня по итогам моей многолетней работы и в связи со статьёй А. Андрюшкина, в которой затрагиваются, в том числе, и недавние Екатеринбургские события, связанные с отменой строительства храма Святой Екатерины, являющейся покровительницей города.

Горькие мысли, трагические мысли… Моя Святая Русь обезлюдела, она лежит в руинах. Тот всплеск православного возрождения, который переживала страна в девяностых и двухтысячных, изначально имел странный оттенок, ибо он происходил на фоне крупнейшей геополитической катастрофы – развала Советского Союза. (Думаю, что распад СССР был следствием смены поколений, ухода из жизни тех, кто ещё помнил Российскую империю…) Уже в советские времена деревня пришла в упадок, но в ней сохранялось хотя бы подобие порядка. В 90-е годы в русское село, как и на всё пост-советское пространство пришёл хаос.

Вот лишь два примера из жизни тех деревень, которые считаю своей малой родиной. Каёвская школа (названа по имени деревни Каёво) была открыта в 1869 году, но закрылась в 1990-х годах по причине отсутствия учащихся. Это школа, где училась моя мама, тётя и другие родственники, и двухэтажное здание теперь превратилось в руины и постепенно зарастает лесом. Как-то незаметно растащили двери, оконные рамы, доски полов, кто-то снял часть шифера с крыши. Хотя, казалось бы, кто? – ведь интенсивного строительства поблизости незаметно, наоборот, то здесь, то там, появляется ещё один заколоченный, то есть брошенный дом.

Частное имущество, однако, вандалы остерегаются сразу разворовывать, а вот казённое – другое дело. Второй пример: Каёвская земская больница. Она функционировала в качестве больницы с 1890 г. вплоть до поздних советских времён, но в 1996 году закрылась окончательно с отъездом последнего врача. Окрестные жители теперь ездят лечиться в районный центр Окуловка, а сама больница – солидное сооружение из нескольких деревянных и каменных, хотя и одноэтажных корпусов, постепенно зарастает травой и кустами и подвергается такому же растаскиванию на стройматериалы (и просто на дрова), как и закрывшаяся школа.

Кстати, ещё раньше, во времена советские, такая же участь постигла многие деревянные и даже каменные церкви района. Целиком выламывали храмовые печи, а стены храмов, где можно, разбирали на кирпичи, из киотов мастерили ульи, а иконы просто сжигали на кострах. Все знают, что умирание деревни началось отнюдь не в 90-е; 90-е годы лишь, подобно катализатору, ускорили разрушительные процессы. Например, село, где расположен наш храм – Язвищи – было снято с регистрации ещё в 1977 году по причине выезда жителей.

Конечно, в 90-е годы в городах, в оживлённых местах храмы восстанавливались, строились; и сегодня строятся новые. Но это, во многом, внешняя сторона, это то, что предсказывал Серафим Вырицкий: «Настанут времена, когда купола будут золотиться, но очень много людей отвратится от Бога, от Церкви».

Знаю, что немало городских жителей чувствуют мёртворождённость новопостроенных «золочёных» храмов, и они ищут духовного тепла в сельской глубинке, – но в деревнях их встречает, как уже сказано, безлюдье и одичание.

Так не должно быть! – уверены многие, и эта уверенность когда-то подвигла и меня взвалить на себя казавшуюся непосильной ношу. Но видел и множество примеров успеха: то здесь, то там за восстановление храма (или за строительство нового) кто-то принимался едва ли не в одиночку, не имея, казалось бы, никаких денежных средств и никаких шансов на успех, – тем не менее, всё удавалось. Помощь приходила оттуда, откуда её не ждали, ведь Господь всегда благоволит в таких делах. Но обязательно нужно бывает пересилить себя, перемочь тяжёлую полосу неудач, – ведь у благотворительных фондов, создаваемых, например, ради восстановления того или иного храма, зачастую так и не появляется никаких средств кроме взносов учредителей.

Так было и с нами, и не буду скрывать: нас с самого начала и до сих пор преследует нехватка средств. Тем не менее, работы идут: к храму Святой Троицы (уникальному в архитектурном отношении, ведь его спроектировал, по некоторым сведениям, тот же архитектор А. Парланд, который построил храм Спаса на Крови в Санкт-Петербурге) в этом году подведено электричество, почти достроен дом для трудников, проведены подготовительные работы и закончена часть профессионального проекта полного восстановления храма.

«Свято место пусто не бывает» – именно вера в это даёт нам силы. Несмотря на продолжающееся запустение Новгородчины, замечаю: то здесь, то там есть подвижки к лучшему. Например, приведён в порядок трудами прихожан долгое время заброшенный храм Покрова Пресвятой Богородицы, находящийся в селе Козловка, что на расстоянии около десяти километров от нашего храма. Он построен по проекту указанного выше архитектора и освящён в 1889 году. Уже звучит над округой перезвон его колоколов. Появляются и пока немногочисленные переселенцы из других мест.

Стараемся содействовать возрождению местности и мы. Причём, не только работами по восстановлению храма Святой Троицы. В наших планах имеется открытие в Окуловском районе Новгородчины памятника жителю здешних мест генерал-адъютанту и царскому наместнику в Финляндии Н.И. Бобрикову (1839–1904). Этот выдающийся государственный деятель был владельцем расположенной здесь большой усадьбы Ульяново; к сожалению, он был убит революционером-террористом, но сын его продолжал дело отца и по благоустройству своего имения, и по развитию сельского хозяйства всей той территории, которая ныне входит в Окуловский район.

Теперь вернусь к статье А. Андрюшкина и к теме недавних Екатеринбургских событий. Здесь у меня двоякое мнение. Несколько раз был в Екатеринбурге. Не помню точно тот сквер, где планировалось построить храм, но кажется мне, что он и на самом деле мал, да и близлежащих храмов рядом достаточно. Но спрашивается: если храм Святой Екатерины перенести на окраину, остановит ли это протестующих против его строительства? Например, проживая в Петербурге в Купчине (в котором на население в сотни тысяч человек всего лишь два храма), свидетельствую: на праздничные и выходные дни собирается очень много людей, в церковь порой не войти. Недалеко строится ещё один храм (по-моему, не замеченный потенциальными протестующими), но отменено строительство другого, т.к. некоторые люди жаловались, что им будет мешать спать колокольный звон. Как в этом смысле обстоит дело на екатеринбургских окраинах? С другой стороны, в будний день храм, который посещаю, почти пуст... Следует ли отсюда, что новые здания церквей не нужны?

Но всё же лично за храм, а даже если бы и был против него, то не стал бы скакать подобно некоторым жителям Екатеринбурга, выкрикивая слегка переделанную кричалку провокаторов из Малороссии, да и не ломал бы заборы.

Мне лично нужен храм чтобы причаститься, как указал Иисус Христос, не боясь мнимой заразы (здесь выражу своё несогласие с А. Андрюшкиным, хотя, признаться, не понял, говорит ли он всерьёз о мнимой заразе, передающейся при причастии Святых Христовых Тайн, либо относится к этому утверждению скептически. По-моему, Тело и Кровь Христовы совсем не заразны, а несут Жизнь вечную).

Многие протестующие в Екатеринбурге говорили, что они вовсе не против храма, а «за сквер». Некоторые из них утверждали, что у них «бог в душе». Только ведь что это за бог: Зевс, Перун? А может быть это дуб, ведь некоторые язычники молятся ему, устраивая под ним свои ритуалы. Тогда им причастие не нужно, можно и поскакать...

А причаститься можно только в храме, пока ноги держат и человек может дойти до него. Уже хуже, когда батюшка к тебе приходит на дом из-за твоей болезни...

Но Русь Святая Москвой, Петербургом, Екатеринбургом не ограничивается. И за их пределами люди русские живут. И везде ведь есть руины храмов, вокруг которых нет жилья, как в нашем случае. Восстанавливаем мы свой храм на скуднейшие пожертвования, которые крохами собираем. Кого только не просим о помощи. Но нам ни предлагают помощи, ни отвечают на наши просьбы. Мы же не в Екатеринбурге, тем более не в Париже, где недавно пострадал от огня Нотр-Дам-де-Пари...

Следует отметить, что как мало сторонников, так ещё меньше и противников нашей работы. Последние говорят: «Не с того вы начали!». А когда спросишь, с чего нам, по их мнению, следует начать, то чаще не получаешь ответа... Очень редкие реплики: с восстановления больницы, школы, дороги. На самом деле это очень правильные замечания! Но кто будет лечиться, учиться в отремонтированных больницах и школах, да и ездить по дорогам, раз людей нет? «Деньги не ветер».

С другой стороны, кто будет молиться в восстановленном храме, раз людей нет? А вот это Господь устроит. Появятся и люди. У нас есть небольшой видеосюжет об этом: https://youtu.be/AyyhXNWkK_A.

Россия, в частности Новгородская область и епархия, где расположен наш храм, жива, она возрождается как сообщество верующих, разделённых десятками и даже сотнями километров, но, в то же время, связанных общими ценностями и стремлениями. Столь же горячее чувство общности возникает при работе над оцифровкой книг в традиционной орфографии и распространением их через Интернет, а также в виде обычных, напечатанных на бумажном носителе книг. Вот, авторы, доступные сегодня в старой орфографии: Баратынский и Батюшков, Блок и Волошин, Гоголь и Грибоедов, Толстой и Достоевский, Куприн, Островский, Пушкин, Лермонтов и многие другие – всего более 25 имён. Мы ощущаем неразрывную связь возвращения к традиционному правописанию с возрождением нашего храма, близлежащей местности, да и России.

Петербургский писатель Юрий Серб (сам являющийся ревностным сторонником возвращения к традиционному правописанию) организовал в Доме писателя Петербурга, в марте этого года, встречу с писателями и активом, поддерживающими это движение.

Так победим!

Мною сказано выше, что мысли о полузадушенном состоянии когда-то могучей Святой Руси вызывают сегодня чувства горечи и безнадёжности. Это так, – но в то же время жизнь и возрождение Церкви вызывает сдержанный оптимизм. Тут нет противоречия: наш Спаситель Иисус вознёсся на небо, а нам оставил Духа-утешителя, веру и Церковь. Как сообщество верующих мы должны бороться и ждать Второго Пришествия Господа. «Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа» (1 Кор. 15:55).

 

Лавров Олег Александрович

Санкт-Петербург – Новгородская обл.

 

 

 

Друзья, дамы и господа, братья и сестры!

 

Для поддержки нашей работы по восстановлению храма Святой Троицы в Язвищах вы можете приобрести издаваемые нашей организацией книги классиков русской литературы, исполненные в авторской (дореформенной) орфографии. Такие редкие издания являются хорошим подарком настоящим ценителям Русского языка!

Наша книжная полка въ Интернетъ-магазинѣ ОЗОН,

и въ Яндексъ-Маркетѣ.

 

 

 Также вы можете приобрести виниловый магнит "Моя лепта"...

 

...и Валдайский колокольчик с изображением храма Святой Троицы в Язвищах:

 

При желании вы можете сообщить своё имя на электронный адрес lavrovoa@mail.ru, и мы будем рады занести его на кирпич, который будет вложен в стену храма, когда у нас появится на то возможность. До этого времени мы заносим имена в список.

Человѣка, доброхотно дающаго, любитъ Богъ, и недостатокъ дѣлъ его восполнитъ

[Книга Притчей Соломоновыхъ 22:8]

 

Все отчёты, касающиеся прихода и расхода поступающих к нам средств, вы можете найти на сайте, наведя курсор на раздел "Пожертвования" в раскрывающемся списке (по годам).

Также мы публикуем сведения о поступлениях с небольшой задержкой (не более двух дней) на главной странице нашей группы в социальной сети "В Контакте".

Кроме того, вы можете наблюдать за движением и общим количеством собранных средств в ветке диалога указанной сети.

 

Благодарим вас за поддержку, друзья!