Церковь конца XIX века в деревне Козловка Боровёнковского сельского поселения. Здание сложено из тёмно-красного кирпича и не оштукатурено.
Согласно Пообъектному переченю объектов культурного наследия регионального значения, расположенных на территории Новгородской области (файл в формате .xls на сайте Комитета культуры Новгородской области), церковь построена в 1899 году (видимо, в данном перечне имеется ошибка, а реальная дата постройки храма - 1889 год). Архитектор Альфред Парланд - создатель Спаса-на-Крови в Санкт-Петербурге. Номер объекта в Перечне - 954.
По другим данным храм в Козловке построен в 1887-1889 годах и освящен 1 октября 1889 года лично митрополитом Новгородским и С.-Петербургским Исидором (Никольским), отметившим в тот день свое 90-летие. Митрополиту сослужил викарный епископ Старорусский Владимир (Богоявленский) - будущий митрополит Киевский, священномученик, а проповедь на освящение храма сказал 26-летний иеромонах Антоний (Храповицкий) - уроженец этих мест и будущий преемник священномученика митрополита Владимира по Киевской кафедре.
В настоящее время церковь восстанавливается. Богослужения проводятся.
В деревне располагалась Усадьба Храповицких с парком регулярной планировки (3,3 га).
Источник: http://sobory.ru/article/?object=19942.
По замечанию Л.Э. Бриккера, на погосте Козловка усадьбы не было. Усадьба Храповицких была в Ватагине, а усадьба Бобриковых - в Ульянове. Не доезжая 1 км. до деревни Крутец справа от дороги начинается берёзовая аллея ("царская дорога"), которая вела в усадьбу Ульяново.
По архивным материалам церковь «Покрова Пресвятой Богородицы» в с. Новопокровском (д. Козловка) построена в 1889 г. Октября 1 дня тщанием Генерал-адьютанта Николая Ивановича Бобрикова. Зданием каменная…., колокольня тоже каменная, соединенная с церковью. Престолов в ней один – во имя Пресвятой Богоматери. Великолепная кладка розово-мраморные колонны на звоннице, кованые двери…
Церковь в Новопокровском – получилась красивейшая. Она с большими торжествами была освещена 1 октября 1889 года в присутствии Новгородского губернатора и многих сотен прихожан Митрополитом Петербургским и Новгородским Исидором, который посчитал за честь освящать этот храм, хотя старцу перевалило девяносто лет.
В дни открытия церкви стояла в сентябре июльская жара и огромные толпы народа дневали и ночевали подле церкви. Митрополит Исидор участвовал в омовении розовой водой алтаря, в освящении его елеем, в забивании по углам гвоздей и покрытии их благовонною мастикой, в обведении тесьмой, в покрытии золотой парчой, в постановке дарохранительницы и положении креста, Евангелия и антиминса.
От храма небольшая алея вековых сосен ведет к кладбищу, на котором находилась еще одна каменная церковь, построенная в 1895 г. 20 августа, во имя Преподобного Иоанна Рыльского. Построена церьковь также тщанием Н.И. Бобрикова. Снаружи не штукатуренная, а внутри штукатуренная с прекрасной стенной и потолочной живописью.
Среди обширных лесов на расстояниях до 15 км. Вокруг церкви, стояли опрятные дворянские усадьбы, по нынешним меркам очень богатые. Это усадьбы дворян Храповицких, Савичей, Бобриковых, Родзянко, Пилкиных и т.д.
Информация прислана Ириной Виноградовой.
Снимки 1-4 церкви Покрова Пресвятой Богородицы, присланы Еленой Владимировной Смеловой, ур. фон Шванебах, трижды правнучкой генерала Николая Ивановича Бобрикова. Снимки сделаны в июле-августе 1895 года после кончины жены Николая Ивановича - Ольги Петровны Бобриковой (ур. Леонтьевой).
Ниже представляем выдержки из Новгородских Епархиальных ведомостей, в которых присутствует информация, касающаяся храма
1888. № 4. Стр. 68
1888. № 7-8. Стр. 111
1889. № 15. Стр. 271
1889. № 18. Стр. 322
1889. № 19. Стр. 334
1892. № 10-11. Стр. 10, 25 ,65 (прил.)
1892. № 14. Стр. 317
1894. № 17. Стр. 781
1896. № 14. Стр. 840-841
1897. № 2. Стр. 75
1897. № 9. Стр. 522
1898. № 17. Стр. 1086
1898. № 24. Стр. 1630
1899. № 16. Стр. 950
1901. № 1. Стр. 26
1902. № 3. Стр. 117
1903. № 7. Стр. 394, 395
1903. № 9. Стр. 541-542
1904. № 2. Стр. 55
1904. № 10. Стр. 612, 613, 694, 699, 700
1905. № 6. Стр. 35
1906. № 16. Стр. 17-18
1906. № 16. Стр. 22
1906. № 31. Стр. 908-909
1908. № 15. Стр. 437
1909. № 38. Стр. 1089-1090
1911. № 18. Стр. 568-570
1911. № 25. Стр. 835
1911. № 28. Стр. 908
1912. № 28. Стр. 996-997
1912. № 32-33. Стр. 1098
1912. № 35. Стр. 1220-1221
1912. № 41. Стр. 1413
1912. № 43. Стр. 1476-1477
1913. № 9. Стр. 298-299
1913. № 12. Стр. 411-412, 415
1913. № 14. Стр. 471
1913. № 42. Стр. 1361
1913. № 47. Стр. 1565
1914. № 5. Стр. 148
1914. № 11. Стр. 358
1914. № 12. Стр. 388
1914. № 45. Стр. 1461
СЛОВО
на освященіе М. Исидоромъ новозданнаго приходскаго храма въ честь Покрова Пресвятыя Богородицы, Новгородской губерніи, Крестецкаго уѣзда, Каевской волости, на пустырѣ — Козловкѣ [1].
«Свѣтися, свѣтися Іерусалиме, пріиде бо твой свѣтъ и слава Господня на тебѣ возсія» (Ис. LX, 1).
Великая благодать посѣтила насъ, братіе, — жители честныя веси сея: на томъ мѣстѣ, гдѣ прежде былъ безплодный пустырь, гдѣ бродили только лѣсные звѣри и летали птицы, нынѣ возсіялъ храмъ живаго Бога, устроилось мѣсто Его священнаго пребыванія для нашего духовнаго рожденія и духовной жизни.
Нынѣ въ этомъ грѣшномъ мірѣ прибавилась еще одна небесная обитель, которой трепещетъ дьяволъ, которой бѣжитъ грѣхъ, гдѣ печальный находитъ утѣшеніе, грѣшный — милостивое прощеніе, соблазняющійся — укрѣпленіе, унывающій — ободреніе; — гдѣ умягчается злостное человѣческое сердце, слыша пѣсни духовныя, прославляющія Христову къ намъ любовь; — гдѣ смиряется сатанинская гордость людей, взирающихъ на образъ Сына Божія, пріявшаго зракъ раба; — гдѣ обиженный за правду найдетъ силы за все благодарить и прославлять Бога; — гдѣ всѣ мы забываемъ этотъ грѣховный міръ и всю нашу преданность его соблазнамъ, но, вспоминая наше истинное отечество, которое на небѣ, — съ сокрушеннымъ сердцемъ и съ умиленною надеждою поднимаемъ вверхъ наши духовныя и плотскія очи и взываемъ: «Отче нашъ, Иже еси на небесѣхъ!»
Благословенъ Господь, Который не оставилъ насъ, вознесшись отъ земли на небо, не покинулъ на произволъ судьбы грѣшнаго рода человѣческаго, но чрезъ святыхъ Своихъ Апостоловъ научилъ насъ созидать во славу Его и во спасеніе наше святые храмы, дабы люди хоть здѣсь-то были христіанами, хоть здѣсь-то думали о Христѣ и о вѣчной жизни, хоть здѣсь-то учились-бы любить другъ друга и ненавидѣть порокъ и всякое зло. Съ такою-же, братіе, цѣлью и на семъ мѣстѣ Господь помогъ чрезъ добрыхъ людей соорудиться святому храму, и окрестнымъ селамъ соединиться въ одинъ приходъ для общей жизни во Христѣ.
Но чтобы мы могли быть достойны такой милости Божьей, чтобы могли оцѣнить вполнѣ это къ намъ Его благодѣяніе, а затѣмъ, чтобы и съ пользою для себя Его принять — для сего размыслимъ, братіе, чѣмъ отличается общество приходское церковное отъ всякаго другого земного союза людей, чѣмъ превозносится Церковь надъ всякимъ другимъ учрежденіемъ.
Есть много обществъ или союзовъ, къ которымъ примыкаетъ человѣкъ; такъ всякій изъ васъ принадлежитъ къ Россійскому царству, къ своему сельскому обществу, наконецъ къ своей роднѣ и къ своей собственной семьѣ. Каждому, конечно, дорого то, что онъ русскій человѣкъ, подданный Бѣлаго Царя; дорого всякому и свое родное село и сосѣди, а особенно дорога своя семья, своя жена и дѣтки: но, братіе, всего этого дороже должно для насъ быть то, что мы — сыны Христовой Церкви, наслѣдники обѣтованій жизни вѣчной; всего дороже намъ долженъ быть Господь и Его заповѣди, которымъ поучаться можемъ мы въ святомъ храмѣ. Почему такъ? А потому, что всякая земная наша привязанность временная, а наше церковное единство — вѣчное. Ты дорожишь своею родиной, любишь матушку Русь? — и хорошо дѣлаешь. Но знай, что придетъ время и ты ее потеряешь, то время, когда свѣтъ земли будетъ отбѣгать отъ твоихъ глазъ и силы твои упадутъ, будетъ сжиматься твое дыханіе и приближаться страшный часъ смерти: поможетъ-ли намъ здѣсь, братіе, земная сила и крѣпость нашего государства? Увы, на томъ судѣ, который ожидаетъ каждаго за гробомъ, насъ не оправдаетъ и не поможетъ намъ сила нашего отечества; не оно будетъ отвѣчать за насъ противъ истязателя — діавола, а если что насъ защититъ и спасетъ, то развѣ молитва о насъ Христовой Церкви, поминовеніе наше предъ престоломъ Божіимъ въ этомъ святомъ храмѣ: вотъ что поддержитъ надежду нашу въ день смерти, вотъ что возвратитъ намъ жизнь въ Богѣ послѣ кончины.
Итакъ, братіе, мы должны во столько разъ болѣе цѣнить нашу духовную связь съ Церковью, чѣмъ со всякимъ земнымъ учрежденіемъ, во сколько разъ вѣчное больше временнаго, небесное лучше земного. Люби свое мірское общество, свое родное село, люби Россію, но паче того люби свой храмъ, гдѣ ты получаешь источникъ вѣчной жизни въ словѣ Божіемъ, въ таинствахъ и въ молитвѣ: люби Вселенскую Христову Церковь, въ которой Господь открываетъ намъ Свою волю и ради молитвъ которой даетъ прощеніе душамъ усопшихъ.
Храмъ Божій и Вселенная Церковь дороже для человѣка, чѣмъ его родная семья. Спросите у стариковъ, которые поженили сыновей и повыдали дочерей замужъ; спросите, много-ли осталось у дѣтей ихъ той любви къ родителямъ, которая ихъ радовала въ прежніе годы? Горяча, братіе, супружеская и семейная любовь, но и она временная, и она не продолжается послѣ смерти, когда всѣ равны предъ Богомъ, да не только послѣ смерти, но и въ этой-то жизни она ослабѣваетъ съ годами. А Церковь Христова равно любитъ и малыхъ, и старыхъ, и богатыхъ, и бѣдныхъ, и здоровыхъ, и болящихъ: всѣхъ она призываетъ на пиръ Христовъ, какъ сказано во святомъ Евангеліи: «изыди скоро на распутія и стогны града, и нищыя и бѣдныя, и слѣпыя, и хромыя введи сѣмо» (Лук. ХІV, 21). Такъ-то, братіе, отнынѣ призываемся мы въ сей домъ Божій, чтобы духовными очами взирать на «благолѣпіе красоты Его», чтобы сердцемъ здѣсь уразумѣть Его правду, чтобы здѣсь научиться любить всѣхъ людей, какъ братьевъ, а ненавидѣть только грѣхъ и всякое зло.
Храмъ Божій долженъ быть намъ такъ дорогъ не только потому, что онъ служитъ намъ къ спасенію вѣчному, и мы должны предпочитать наше общеніе въ Церкви не по той только причинѣ, что вѣчное выше временнаго: но мы должны любить Христову Церковь и святый Его храмъ еще и потому, что все доброе, дорогое намъ на землѣ, достойно нашей любви именно потому, что оно освящается Церковью. Отчего дорога намъ Россія? Отчего мы ее называемъ Святою? А потому, что она создана подвигами угодниковъ Божіихъ, русскихъ Святителей и Святыхъ Князей; потому, что всѣ русскіе добрые обычаи основаны на Божественномъ ученіи Церкви; такова и русская любовь къ бѣднымъ и несчастнымъ, и снисхожденіе къ преступнымъ, и услужливость къ странникамъ, и вообще все то, что располагаетъ сердца всѣхъ любить и хвалить нашъ народъ и отечество.
Или тебѣ дорого твое сельское общество, ты радѣешь о его пользѣ, — но опять, Кто тебѣ поможетъ въ служеніи правдѣ, Кто тебѣ даетъ слово, чтобы усовѣстить одного, утѣшить другого, убѣдить міръ на доброе и справедливое дѣло, — Кто, если не Господь чрезъ Свое всесильное Слово, чрезъ Святую Церковь, въ которой ты Его слышишь.
Наконецъ, даже въ семейной-то жизни развѣ не всякую семейную радость освящаетъ молитва и благословеніе Божіе, развѣ не всякую семейную печаль умягчаетъ та-же молитва, то-же небесное утѣшеніе въ храмѣ Божіемъ. Ты любишь свою жену? и въ храмѣ Божіемъ въ таинствѣ святаго брака получаешь благодатную отъ Бога силу, чтобы всегда пребывать въ этой любви, чтобы любовь твоя была не животная, не плотская, но духовная, которая служитъ ко спасенію тебя и жены. Родилось у тебя дитя? и опять-же изъ храма Божія приносится къ тебѣ молитва о новорожденномъ и родильницѣ, а затѣмъ и самое дитя изъ храма Божія чрезъ св. крещеніе и мѵропомазаніе получаетъ новую духовную жизнь, становится чадомъ Божіимъ; невидимо оно облекается въ Христа, невидимо Господь нашъ его приближаетъ къ Себѣ, обнимаетъ, какъ нѣкогда обнималъ дѣтей іудейскихъ. Выходишь-ли ты съ семьей на работы, встрѣчаешь-ли въ семейной радости праздникъ: — всюду тебя сопровождаетъ, и благословляетъ, и укрѣпляетъ Божественная благодать, приносимая пастыремъ изъ храма Божія. Что было-бы съ нами, еслибъ мы ея не имѣли? Мы бы жили, какъ звѣри вдали отъ Бога и Его милостей, жили-бы неизвѣстно для чего, умирали-бы безъ надежды на вѣчную жизнь; самый міръ казался-бы намъ мрачною темницею, потому-что весь духовный свѣтъ, всякое духовное утѣшеніе — все мы, братіе, получаемъ только изъ храма Божія. Вотъ почему мы должны его любить паче всего мірскаго, любить Церковь и Христа паче родины, паче семьи своей; вотъ почему — мы и все доброе и святое въ этомъ мірѣ должны любить любовію Христовой, любить не мірскою любовью, какъ, нехристи, но любовью святою, любить чрезъ Церковь и всю эту любовь нашу къ людямъ и къ міру Божію освящать молитвою во св. храмѣ и просить здѣсь укрѣпленія въ любви.
Разумѣете-ли вы нынѣ, братіе, какая великая милость Божія къ людямъ открывается въ построеніи всякаго новаго храма? Наши села, удаленныя на 10 и больше верстъ отъ церкви, теперь имѣютъ среди себя престолъ невидимаго Бога, теперь могутъ здѣсь-же, подъ рукой, черпать обильно «воду жизни духовной отъ источника спасенія», могутъ здѣсь принимать благодать таинствъ, изливать предъ Богомъ свою скорбь и радость въ церковной молитвѣ, могутъ просвѣщать свои умы слышаніемъ слова Божія. «Свѣтися, свѣтися Іерусалиме, пріиде бо твой свѣтъ и слава Господня на тебѣ возсія!».
О, братіе! помолимся-же, чтобы Господь, возсіявшій намъ здѣсь нынѣ свѣтъ Своего познанія, научилъ-бы насъ и достойно пользоваться Его милостію! Научилъ-бы насъ со всякимъ тщаніемъ посѣщать священныя службы, не поддаваясь искушеніямъ грѣховной лѣности; чтобы не допустилъ насъ ожесточиться въ ней и пренебрегать храмомъ Божіимъ; — чтобы мы не были подобны христоненавистнымъ іудеямъ, которые, по слову пророка, поворотили спину предъ Господомъ Своимъ и Избавителемъ. Помолимся, чтобы всегда «наша молитва восходила со всѣмъ усердіемъ предъ Господа», чтобы Онъ «приклонялъ ухо Свое къ моленію» нашему въ св. храмѣ. Помолимся, чтобы онъ вложилъ въ наши сердца попеченіе о красотѣ Его жилища, дабы каждый прихожанинъ по мѣрѣ силъ содѣйствовалъ нуждамъ храма и причта его. Помолимся, братіе, и о томъ, чтобы Господь благословилъ строителей храма и жертвователей, чтобы воздалъ имъ небесными дарами за ихъ труды и помощь. Наипаче-же, братіе, будемъ молиться о томъ, чтобы Богъ помогъ намъ въ семъ св. храмѣ устроять и изъ нашихъ сердецъ нерукотворный храмъ Его имени, дабы въ семъ новорожденномъ приходѣ не устами только, но и жизнью святилось имя Божіе и открывалось Его царство. «Отче нашъ, иже ecu на небесѣхъ, да святится имя Твое, да пріедетъ царствіе Твое... Призовемъ, братіе, на помощь всѣмъ этимъ благимъ намѣреніямъ Предстательницу нашу предъ престоломъ Божіимъ, Пресвятую Богородицу, въ честь и память Которой освященъ нашъ св. храмъ. Да призрѣваетъ Она «на всѣхъ насъ призрѣніемъ Своего милостиваго заступленія», да «покрыетъ насъ святымъ Своимъ Покровомъ» и да наставитъ насъ ко исполненію заповѣдей Сына Своего, Христа Бога нашего. Аминь.
[1] Произнесено въ означенномъ храмѣ 1 октября 1889 г.
Источникъ: Полное собраніе сочиненій Архіепископа Антонія (Храповицкаго). – С.-ПЕТЕРБУРГЪ: Изданіе И.Л. Тузова, 1911. – Т. 1. – С. 37-41.
Фотография с сайта Новгородского музея-заповедника.
Ниже размещаем информацию Новгородского музея-заповедника.
Указ Новгородской духовной консистории настоятелю Софийского собора протоиерею Василию Орнатскому о сроках освящения новоустроенной каменной Покровской церкви в пустоши Козловке Крестецкого уезда Новгородской губернии. 25.09.1889
Указъ ЕГО ИМПЕРАТОРСКАГО ВЕЛИЧЕСТВА, САМОДЕРЖЦА ВСЕРОССІЙСКАГО, изъ Новгородской Духовной Консисторіи, члену оной, настоятелю Новгородскаго Каѳедральнаго Софійскаго собора, Протоіерею Василію Орнатскому. На рапортѣ благочиннаго 1 округа Крестецкаго уѣзда, священника Алексѣя Розанова, отъ .... сего Сентября за № 344, объ осмотрѣ имъ новоустроенной каменной Покровской церкви въ пустоши Козловкѣ, ввѣреннаго ему Язвищскаго прихода, резолюція Его Преосвященства отъ 22 сего Сентября послѣдовала такова: "Освященіе Покровской церкви 1-го Октября совершено будетъ Его Высокопреосвященствомъ. Каѳедральный О. Протоіерей Орнатскій создастъ необходимыя распор... О чемъ къ должному исполненію Консисторіи и посылаетъ Вамъ указъ. Сентября 25 дня 1889 года. Членъ Консисторіи, Архимандритъ Никонъ.
Новгородские Епархиальные ведомости. 1901 год. № 18
Посѣщеніе Высокопреосвященнѣйшимъ Архіепископомъ Гуріемъ краткосрочныхъ учительскихъ курсовъ при Новопокровской второклассной школѣ.
Съ живымъ интересомъ относясь къ церковнымъ школамъ епархіи. Высокопреосвященный Владыка Гурій пользуется всякимъ удобнымъ случаемъ — вникать въ жизнь этихъ школъ и изучать ихъ состоянiе не по оффицiальнымъ только отчетамъ и донесеніямъ, а путемъ непосредственнаго ознакомленiя съ ними и съ составомъ учащихъ. Въ этихъ видахъ, при неоднократныхъ поѣздкахъ своихъ по епархіи для обозрѣнія церквей и монастырей, онъ съ рѣдкимъ вниманіемъ осматривалъ всѣ встрѣчающіеся на пути церковныя школы, бесѣдовалъ съ учащими и самъ лично экзаменовалъ учащихся по всѣмъ предметамъ школьнаго курса. Для наилучшаго ознакомленiя съ составомъ учащихъ, по его распоряженію, учреждены были въ г. Новгородѣ съ 15 іюня по 15 іюля временные курсы для учителей и учительницъ церковно приходскихъ школъ на 80 человѣкъ. Неоднократно посѣтивъ эти курсы какъ во время обычныхъ занятій, такъ и при закрытіи ихъ на экзаменахъ Владыка имѣлъ полную возможность достаточно ознакомиться со степенью подготовки явившихся на курсы учителей и учительницъ. Послѣ этого Владыка пожелалъ такимъ же путемъ ознакомиться, сколько можно, съ составомъ учащихъ въ школахъ грамоты. Съ этою цѣлію, по его распоряженію, учреждены съ 20 августа по 10 сент. краткосрочные курсы при Новопокровской второклассной школѣ исключительно для учителей школъ грамоты на 35 человѣкъ (явилось 37 человѣкъ).
Съ цѣлію личнаго осмотра этихъ курсовъ и ознакомленiя на мѣстъ съ ходомъ занятій Владыка выѣхалъ изъ Новгорода 21 августа по жел. дорогѣ на ст. Боровенка. Сюда онъ прибыль поздно вечеромъ и потому остался здѣсь ночевать. На другой день утромъ онъ не поѣхалъ прямо въ Новопокровскую второклассную школу, но пожелалъ предварительно осмотрѣть Боровенскую церковь и вновь выстроенную здѣсь церковно-приходскую школу.
Не смотря на раннюю сравнительно пору народъ, узнавъ о намѣреніи Владыки посѣтить храмъ, въ большомъ числѣ собрался, чтобы встрѣтить его и получить отъ него Архипастырское благословеніе. Послѣ обычной, положенной по уставу встрѣчи въ храмѣ. Владыка, благословивъ всѣхъ собравшихся, осѣнивъ ихъ св. Крестомъ и окропивъ св. водою, предложилъ имъ слово назиданія. Обративъ вниманіе собравшихся на то, что храмъ здѣсь устроенъ недавно и самостоятельный приходъ только что вновь организованъ, Владыка выразилъ пожеланіе всѣмъ обновиться духовно подъ благотворнымъ воздѣйствіемъ на нихъ какъ богослуженія, такъ и въ особенности св. таинствъ. «Вы и прежде, до устройства сего храма, — такъ приблизительно говорилъ Архипастырь. — не были совершенно лишены благотворнаго вліянія на васъ христіанскихъ храмовъ, такъ какъ, будучи православными, посѣщали богослуженіе въ сосѣднихъ приходскихъ храмахъ, но за дальностію ихъ не часто; а потому и воздѣйствіе ихъ на васъ было слабо. Вы сами это сознавали и тяготилась этимъ, поэтому весьма сочувственно отнеслись къ устройству здѣсь храма, помогая въ этомъ дѣлѣ, кто чѣмъ могъ. Теперь имѣя свой храмъ, вы больше имѣете удобствъ посѣщать его; пользуйтесь же этимъ удобствомъ и старайтесь посѣщать его. Помните, что ваше нерадѣніе къ посѣщенію храма теперь ничѣмъ не можетъ быть оправдано. Если прежде вы не часто посѣщали храмы, то это можно было еще извинять и оправдать дальностію ихъ разстоянія и неудобствомъ сообщенiя. Зато теперь, въ случаѣ охлажденія своего усердія къ храму, что скажете въ свое оправданіе? — Дорожите же устроеннымъ для васъ храмомъ и не ослабѣвайте въ своемъ усердіи къ посѣщенію его. Да почіетъ на васъ благословеніе Божіе»! Это задушевное слово Владыки было выслушано всѣми съ полнымъ вниманіемъ.
Изъ храма Владыка прошелъ прямо въ школу, гдѣ собраны были почти всѣ учащіеся. Владыка внимательно осмотрѣлъ школьный домъ я затѣмъ испытывалъ познанія учащихся по всѣмъ предметамъ программы. Отвѣты на всѣ вопросы были въ общемъ удовлетворительны, особенно если принять во вниманіе, что къ концу лѣтнихъ каникулъ обыкновенно весьма многое изъ выученнаго дѣти забываютъ.
Послѣ обозрѣнія школы Владыка посѣтилъ квартиру мѣстнаго священника о. Александра Кульмана и, преподавъ благословеніе ему и его семейству, отбылъ на лошадяхъ въ село Новопокровское и прибылъ туда въ 11 часовъ утра.
Къ этому времени Новопокровскій храмъ былъ наполненъ и окруженъ народомъ. Не смотря на рабочую пору, прихожане разнаго пола и возраста собрались въ большомъ количествѣ, желая получить благословеніе своего Архипастыря. Здѣсь же въ храмѣ собрались встрѣтить Владыку и нѣкоторые изъ мѣстныхъ помѣщиковъ и между ними Финляндскій Генералъ-Губернаторъ Н.И. Бобриковъ съ семействомъ. Осѣнивъ всѣхъ св. крестомъ и окропивъ св. водою, Владыка обратился къ собравшимся съ теплымъ словомъ назиданія. «Привѣтствую васъ словами св. апостола (сказалъ онъ): благодать вамъ и миръ отъ Бога Отца нашего и Господа Іисуса Христа» (Римл. 1, 7 ст.). Выяснивъ затѣмъ значенiе для человѣка благодати, Владыка продолжалъ приблизительно такъ: «благодать, которую св. апостолъ призвалъ на своихъ учениковъ — римскихъ христіанъ, и которою я призываю теперь на васъ, преподается въ церкви чрезъ законно получившихъ по преемству отъ апостоловъ право на это священно-служителей. Поэтому получатъ ее только тѣ, которые принадлежатъ къ церкви. Всѣ отторгшiеся отъ церкви лишены этой благодати. Вы, какъ я слышалъ уже, всѣ твердо держитесь церкви, этого единственнаго и обильнаго источника благодати, и усердно посѣщаете храмъ для молитвы. Не ослабѣвайте же въ этомъ. Дорожите своимъ храмомъ, любите его я заботьтесь о немъ; а больше всего прилагайте старанія къ тому, чтобы, получая благодать Божію, преподаваемую вамъ къ таинствахъ, быть достойными носителями этой величайшей святыни». Обративъ потомъ вниманіе прихожанъ на внешнее благоустройство и даже изящество храма, на весьма стройное и благоговѣйное пѣніе хора пѣвчихъ, Владыка продолжалъ: «вы счастливы тѣмъ, что имѣете такой благоустроенный храмъ, гдѣ богослуженіе совершается истово по уставу при весьма стройномъ пѣніи хорошаго церковнаго хора. Все это въ малолюдныхъ и бѣдныхъ сельскихъ приходахъ довольно рѣдко. Вы знаете, кому больше всего обязаны вы какъ постройкою этого храма, такъ и настоящимъ его благоустройствомъ *. Высоко цѣня духовные благодатные дары, получаемые въ храмѣ, вы должны быть особенно благодарны тѣмъ истинно добрымъ людямъ, которые устроили этотъ храмъ, никогда не забывая ихъ въ своихъ молитвахъ, возносимыхъ въ этомъ храмѣ; — должны также слушаться и служителя сего храма, своего духовнаго отца и руководителя, который преподаетъ вамъ чрезъ св. таинства божественную благодать и ведетъ васъ по пути спасенія. Твердо держитесь этого пути, не уклоняйтесь отъ него, и благодать Божія будетъ всегда со всѣми вами».
Кроткія и задушевныя слова Владыки выслушаны были съ большимъ вниманіемъ: многіе даже со слезами умиленія внимали его назиданiю. Нужно было удивляться тишинѣ, царившей при этомъ въ храмѣ, что при большомъ стеченіи народа и обычной въ этихъ случаяхъ толкотнѣ бываетъ рѣдко. Видимо, кроткій и привѣтливый взглядъ Владыки и его сердечныя слова приковывали къ себѣ вниманіе и слухъ всѣхъ.
Изъ главнаго приходскаго храма Владыка пѣшкомъ прослѣдовалъ въ кладбищенскій во имя Св. Іоанна Рыльскаго. Здѣсь также собралось много народа. Обративъ вниманіе на то, что пѣвчіе вмѣсто «входнаго достойно» пропѣли задостойникъ праздника Успенія Божiей Матери, «побѣждаются естества уставы», Владыка сказалъ краткое, но теплое, сердечное слово назиданія на тему о благодатной помощи Богоматери всѣмъ къ Ней съ вѣрою притекающимъ. Въ живомъ задушевномъ разсказѣ Владыка выяснилъ, что Св. Дѣва Марія. давъ плоть Сыну Божію, тѣмъ самымъ послужила орудіемъ нашего спасенія и теперь непрестанно, будучи по смерти жива, содѣйствуетъ нашему спасенію своими молитвами за всѣхъ вѣрующихъ въ Сына ея и съ вѣрою притекающихъ къ ея заступленію. «Притекайте же возможно чаще съ теплою молитвою къ Богоматери, — сказалъ въ заключеніе Владыка, — и вѣрьте, что она, заступница за всѣхъ усердная и ходатаица ко Творцу непреложная, осѣнитъ васъ своимъ покровомъ и сохранитъ отъ всякаго зла».
Послѣ этого Владыка осматривалъ приходскую богадѣльню имени. О.П. Бобриковой (покойной супруги Н.И. Бобрикова). Богадѣльня эта устроена на частныя средства, изысканныя почитателями покойной О.П. Бобриковой, и содержится частію на % съ капитала въ 10200 р., собраннаго тѣми же почитателями, частію на случайныя пожертвованія. Богадѣльня имѣетъ свой уставъ и находится въ завѣдыванiи особаго приходскаго Совѣта подъ предсѣдательствомъ мѣстнаго священника. Число призрѣваемыхъ въ богадѣльнѣ безпріютныхъ старцевъ и старицъ соображается съ наличными средствами. Въ настоящее время въ богадѣльнѣ 7 человѣкъ. Bсѣ они состоятъ полными пансіонерами, получая столъ и одежду. Владыка осмотрѣлъ помѣщенія и бесѣдовалъ съ призрѣваемыми.
Отсюда Владыка прослѣдовалъ во второклассную Новопокровскую школу, гдѣ собрались всѣ учащiеся (числомъ около 60) въ первомъ классѣ (ученики второго класса, какъ иноприходные, за дальностію разстоянія, а также въ виду каникулярнаго времени отсутствовали) и всѣ учителя, числомъ 37, вызванные сюда на краткосрочные курсы. Обратившись къ учителямъ — курсистамъ, Владыка сказалъ приблизительно слѣдующее: «вотъ вы собрались сюда для того, чтобы расширить свои познанія и поучиться лучшимъ пріемамъ обученія. То и другое для васъ существенно необходимо. Хотя каждому изъ васъ ввѣренъ небольшой районъ дѣятельности, скромная не многолюдная школка грамоты; но и эти школки возлагаютъ на васъ высокія обязанности, и потому требуютъ отъ васъ иного труда, знаній и умѣнья. Проникнитесь сознаніемъ этого и приложите все свое стараніе къ тому, чтобы за короткое время курсовъ научиться возможно большему. Но обогащаясь новыми знаніями, помните, что этого одного недостаточно для полнаго успѣха вашей учительской дѣятельности. Вы не можете и не должны ограничивать свою задачу лишь наученіемъ ввѣренныхъ вамъ дѣтей положенному по программѣ. Этого одного мало. Вы обязаны не только учить, но и воспитывать дѣтей. А воспитать вамъ можно только личнымъ добрымъ примѣромъ. Постарайтесь же каждый изъ васъ быть въ глазахъ своихъ учениковъ образцомъ истиннаго христіанина и добраго гражданина. Благословляю васъ именемъ Божіимъ на предстоящіе вамъ труды и отъ души желаю наилучшихъ успѣховъ».
Не имѣя возможности, за позднимъ временемъ, теперь же провѣрить ходъ учебныхъ занятiй на курсахъ и ознакомиться со степенью подготовки каждаго изъ курсистовъ къ учительству, Владыка отложилъ это до слѣдующаго дня и, предложивъ нѣсколько вопросовъ ученикамъ 1-го класса школы съ цѣлію провѣрки ихъ знаній, отбылъ вмѣстѣ съ Н.И. Бобриковымъ въ усадьбу послѣдняго, гдѣ и остался ночевать. По пути онъ посѣтилъ квартиру мѣстнаго священника о. Порфирія Быстрицкаго, гдѣ за чашкою чая ласково бесѣдовалъ съ нимъ и съ собравшимися здѣсь гостями.
При осмотрѣ богадѣльни и школы Владыку сопровождалъ Н.И. Бобриковъ.
На слѣдующій день, 23 числа, Владыка согласно обѣщанію къ 11 часамъ утра вновь прибыль въ сопровожденіи Н.И. Бобрикова во второклассную школу для ознакомленія съ ходомъ учебныхъ занятій на курсахъ. Положенныя по росписанію практическiя занятія учителей-курсистовъ во временной начальной школѣ, учрежденной при курсахъ, къ этому времени уже закончились и слѣдовало начинать занятія съ курсистами по теоріи пѣнія и церковному осмогласію. Но Владыка, прочитавъ наканунѣ газетное сообщеніе о томъ, что въ школахъ грамоты будто-бы учатъ по старинному способу «буки—рцы—азъ—бра», пожелалъ лично убѣдиться въ томъ, какъ собравшіеся на курсы учителя школъ грамоты ведутъ дѣло обученія «каждый въ своей школѣ»; съ этою цѣлію онъ предложилъ одному изъ курсистовъ дать въ начальной школѣ «урокъ выдѣленія и сліянія звуковъ», другого заставилъ дать «урокъ начальнаго счисленія въ предѣлахъ перваго десятка», третьяго — «урокъ начальнаго пѣнія краткихъ молитвословій (аминь, Господи помилуй) на одной или двухъ нотахъ». Всѣ три урока прошли довольно толково, не смотря на то, что даны были экспромтомъ, безъ всякой предварительной подготовки. Послѣ этого Владыка вмѣстѣ съ Н.И. Бобриковымъ посѣтилъ урокъ церковнаго осмогласія въ младшей группѣ и урокъ теоріи пѣнія въ старшей группѣ. Первый урокъ состоялъ въ ознакомленіи съ мелодіей 4-го гласа Кіевскаго распѣва, съ количествомъ строкъ этого гласа и особенностями послѣднихъ по сравненiю съ строками другихъ гласовъ. Второй урокъ состоялъ изъ упражненій въ интерваллахъ, транспонировкѣ, сольфеджіо и звуковой диктовкѣ. Послѣдняя велась такъ: учитель проигрывалъ на фисгармоніи несложныя мелодіи, а курсисты записывали въ тетрадяхъ ноты этихъ мелодій. Затѣмъ Владыка посѣтилъ столовую курсистовъ и подробно осведомлялся о количествѣ и качествѣ поставляемыхъ къ столу продуктовъ. Ознакомившись такимъ образомъ съ постановкою дѣла на курсахъ, Владыка пожелалъ завѣдующимъ этими курсами лицамъ благополучно довести курсы до конца съ такимъ же усердіемъ и въ такомъ же порядкѣ, какъ они начаты, и отбылъ опять въ усадьбу Н.И. Бобрикова, а оттуда въ тотъ же день выѣхалъ обратно въ Новгородъ.
Посѣщеніе Архипастыремъ Новопокровскаго прихода было для него истиннымъ праздникомъ и долго не изгладится изъ памяти мѣстныхъ обывателей.
П. С.
* Храмъ этотъ устроенъ заботами Н.И. Бобрикова на изысканныя имъ средства. Освященъ 1 октября 1899 г. покойнымъ Исидоромъ Митрополитомъ С.-Петербургскимъ.
Друзья, дамы и господа, братья и сестры!
Для поддержки нашей работы по восстановлению храма Святой Троицы в Язвищах вы можете приобрести издаваемые нашей организацией книги классиков русской литературы, исполненные в авторской (дореформенной) орфографии. Такие редкие издания являются хорошим подарком настоящим ценителям Русского языка!
Наша книжная полка въ Интернетъ-магазинѣ ОЗОН,
и въ Яндексъ-Маркетѣ.
Также вы можете приобрести виниловый магнит "Моя лепта"...
...и Валдайский колокольчик с изображением храма Святой Троицы в Язвищах:
При желании вы можете сообщить своё имя на электронный адрес lavrovoa@mail.ru, и мы будем рады занести его на кирпич, который будет вложен в стену храма, когда у нас появится на то возможность. До этого времени мы заносим имена в список.
Человѣка, доброхотно дающаго, любитъ Богъ, и недостатокъ дѣлъ его восполнитъ
[Книга Притчей Соломоновыхъ 22:8]
Все отчёты, касающиеся прихода и расхода поступающих к нам средств, вы можете найти на сайте, наведя курсор на раздел "Пожертвования" в раскрывающемся списке (по годам).
Также мы публикуем сведения о поступлениях с небольшой задержкой (не более двух дней) на главной странице нашей группы в социальной сети "В Контакте".
Кроме того, вы можете наблюдать за движением и общим количеством собранных средств в ветке диалога указанной сети.
Благодарим вас за поддержку, друзья!